Легенда о бабочке

...все в твоих руках

подробнее...
Легенда о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу. Потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся. И в любом случае он будет не прав!».

     Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу.

«Скажи, старче, какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?»

И мудрец ответил:

«Ты ведь и сам это знаешь. Все в твоих руках».

История рысистых лошадей в России

 Яков Бутович. Архив сельца Прилепы

подробнее...
История рысистых лошадей в России

Книги про лошадей
Выбор "Фаланстера" для Arzamas

Яков Бутович. «Архив сельца Прилепы. Описание рысистых заводов России». Издательство им. Сабашниковых. М., 2015

Казалось бы, какое нам дело до выведения орловских рысаков? Но, как ни странно, эта книга сейчас, по‑моему, куда ближе людям, не интересующимся лошадьми, чем специалистам. Не могу оценить ее ценность с точки зрения современного коневодства — однако мне она рассказывает о другом.

Том пестрит портретами лошадей и их родословными. От одних имен голова кругом идет: Громадный, Крепыш, Лель, Бычок, Скользящая, Небосвод, Конституция, Контрибуция и так далее. Когда продираешься через, да простят меня лошадники, море узкоспециальных подробностей, вдруг открывается совсем иной план.

Молодой офицер Яков Бутович увольняется из армии в начале ХХ века, чтобы возродить некогда известный конный завод в селе Прилепы под Тулой. Движет им страсть к лошадям, азарт игрока, да и жажда наживы. Бутович умело занимается бизнесом, совершает правильные покупки и продажи и достаточно быстро богатеет, становится известным конезаводчиком, хозяином множества призовых лошадей, хороших маток и прекрасных производителей. Но есть у него еще одна страсть — он хочет улучшить российскую породу рысистых лошадей. Описывая свое дореволюционное житие, Бутович уделяет внимание и призам на бегах, и заработанным деньгам, и породе. Он как бы мечется между конкретными материальными целями, известностью и делом, которое должно продлиться и после его смерти, — улучшением породы. В 1917 году автор совершает выбор: решает отдаться целиком вопросам селекции. К этому времени, кстати, его состояние оценивается в миллионы. Время сыграло с ним злую шутку, более безнадежного момента, чем последующие десятилетия голода, разрухи, гражданской войны, коллективизации, национализации для его трудов придумать сложно. Однако Бутович победил! Он остался в России, хотя все его близкие покинули страну, он сохранил породу, которой отдал всю свою жизнь. Это не метафора, сидел он множество раз и в 1937-м был расстрелян. Книга была закончена во время очередного заключения в конце двадцатых. Но порода выжила! До сих пор в русской рысистой породе есть потомки его Громадных и Летучих. К концу книги, оценивая свой труд, Бутович часто замечает, что ему есть чем гордиться — множество лошадей, которые живут где-то в России, произошли от выведенных на его заводе.

В книге мы находим необыкновенной силы краткие воспоминания времен Гражданской. Конезавод основного конкурента Бутовича был в Тамбовской губернии. Во время Антоновского мятежа всех лошадей забрали. Зоотехник ходил несколько месяцев за полевыми командирами с требованием отдать ему двух очень важных для породы кобыл. Он говорил отъявленным головорезам: «Может, Россия вам все и простит, кровь, убийства, но потерю этих двух лошадей не простит никогда». Его думали пристрелить, но потом решили, что убивать юродивого грешно, — и отдали лошадей.
http://arzamas.academy/mag/220-mertvago

Отзывы о нашей программе

прямой речью от наших участников

подробнее...
Отзывы о нашей программе

Наверное, я самый счастливый человек на свете! Я нашла самое уникальное и красивое место на земле, самую классную и душевную компанию и занятие, которым я могу заниматься до тех пор пока могу двигаться. 
Люди в этом месте - отдельная история. Каждый человек, как самая интересная книга, которую не найдёшь ни в одной библиотеке. Если тебе весело, то только из - за них, а если плохо, то они всегда рядом. Хотя, да, плохо там никогда не бывает. А вы когда - нибудь встречали взрослых, состоявшихся людей, которых ты встретил первый раз, с которыми ты чувствуешь себя лучше, чем со своими сверстниками, но при этом ты знаешь, что ты всегда в безопасности? Правда звучит как сказка? Но именно в этом месте я нашла таких.Именно здесь ты находишь настоящих друзей. Таких, каких не встретишь ни в городе, не в любом даже самом дорогом лагере. Честно, появляется такое ощущение, будто судьба свела самых прекрасных людей в самом прекрасном месте.
А вы знаете что такое плавать и жить с самым близким и любимым животным? Плыть с лошадью в реке или скакать галопом через ограменное поле? Сидеть с друзьями, играя во что - то, и встретить отбившегося жеребёнка? Потрогать его? Просыпаться в палатке от топота несущегося мимо табуна? Лечить своего коня и смотреть как его ранки затягиваются? Просыпаться утром с мыслью, что после завтрака ты пойдёшь на конюшню седлать своего коня. Это то место, где ты можешь связаться с лошадью и стать с ней лучшими друзьями без выматывания своих нервов и нервов животного, без ора тренера до хрипоты, без хлыста и прочего. Просто поймайте это ощущение счастья, когда вы не побоялись и попробовали абсолютно новую и уникальную вещь. Те, кто читал "Гарри Поттера", меня сейчас поймут. Если бы я встретила дементоров, я бы первым делом подумала об этом месте, и у меня бы получился самый яркий и мощный патронус. Потому что это место - счастье во плоти. Я теперь живу мыслью о том, как вернуться туда. Спасибо тем кто разделил сейчас моё счастье, прочитав это.
"Подкованные каникулы", я обещаю вернуться)
                                                          Маша Резункова 15 лет г. Санкт-Петербург (1 смена "Подкованных каникул" 2015 г) 

 

Итак, с чего бы начать мой рассказ о Подкованных Каникулах? Пожалуй, с того, что это мой самый любимый лагерь. То есть учитывая, что по различным программам меня покидало немало, я могу это с уверенностью утверждать.
Я занимаюсь верховой ездой уже 10 лет. За все это время не было более близкого и, даже можно сказать, духовного общения с лошадьми, чем на Подкованных. На этой программе есть возможность попробовать то, чего ты вряд ли смог бы на обычных городских конюшнях (чего только стоит купание верхом и игра в прятки на лошадях). К концу каждый смены ты чувствуешь рядом с собой не просто лошадь, а верного друга, за которым хочется ухаживать и любить. Надо ли говорить, сколько слез проливается во время прощания с парнокопытными товарищами в последний день смены?Но не только лошадьми может гордиться данная программа. Обстановка на ней складывается дружеская и, с уверенностью могу сказать, семейная. Каждый окружен заботой и теплотой, которую редко получаешь на более многочисленных программах. Все, и участники и инструкторы, в одинаковом положении. Здесь стираются все границы возраста. Не один раз у меня бывало, что только после двух-трех дней после начала смены, я вспоминала, что не спросила возраст новых друзей. И, к моему удивлению, с ними порой у меня оказывается разница в возрасте 2-4 года! В жизни вне смены, я редко общаюсь с настолько разрозненными со мной в возрасте людьми.
В общем, я была на этой программе 4 раза и в этом году с нетерпением жду еще одной смены. Мое сердце навсегда останется с именно этим лагерем и с людьми (а также животными), которых я там встретила. Надеюсь, и вы в этом году съездите в этот лагерь, чтобы добыть свои яркие впечатления и новых друзей.

Ника, 17 лет

 

Программа "Подкованные каникулы" особенна тем, что она открывает дверь в параллельную Вселенную: другая обстановка, другие условия. Ощущения, что переносишься на другую планету. Горы, воздух, закат, рассвет - все они наполнены волшебством. Особая изюминка - лошади. Упрямые, дружелюбные, общительные. Я советую всем друзьям отправится в это путешествие. Хочу, что бы они ощутили ту свободу, которой нет в городе, на даче и т.д.

Варя, 18 лет

 

Мне нравится в Подкованных каникулах отношение к лошади. Лошадь - это не механизм и тренажер для тренировки твоего тела или средство для передвижения. Лошадь - это живое существо, с которым надо наладить контакт, которого надо уважать, у которого есть свой характер и желания, с которым надо сотрудничать. А не потребительски относиться. Именно поэтому я перестала заниматься в спортивной школе, я не могла на все это смотреть. Хорошо, что у меня был и другой опыт и первые мои тренера привили мне именно уважительное отношение и Лошади. А еще незабываемый галоп в поле без седла!)

Даша, 15 лет

 

Башкирия - совершенно невероятное место, раскрывающее в человеке все лучшее и дающее ему возможность быть ближе к природе, к другим людям и к жизни. Но на мой взгляд, самое замечательное, что есть на программе - это люди. Сплоченная дружная команда и классные, позитивные участники, не дающие заскучать ни на минуту. :) Именно благодаря им после смен 2009, 2010, 2011 и 2014 года, проходивших в Башкирии, в моей жизни остались яркие, думаю, самые лучшие и теплые воспоминания о самых разных приключениях. О походах в горы, о задушевных разговорах, об уютных вечерних кострах, о холодных ночах в походе под бесконечным небом, о выездах без седла и еще об очень, очень многом. Смены всегда полны радостного, смешного, интересного, чудесного и волшебного.
После того, как переросла возраст участника, с большим удовольствием присоединилась к команде инструкторов, чтобы помочь создать для детей чудесное приключение, которое однажды открыли мне.
Буду рада видеть всех на смене!


Кира Фридрих, 20 лет, бывшая участница, ныне инструктор "Подкованных каникул"

 

Лагерь просто идеальный, это не обычный лпгерь, где 500 человек и где в конце смены вожатый спрашивает, как тебя зовут, это лагерь, где каждый становится другом, просто потому что мы все любим лошадей, лагерь, где царит приятная, дружеская атмосфера, схожая с семейной. В этом лагере можно не просто получить или улучшить навыки верховой езды, но и узнать об этих прекрасных созданиях побольше (спасибо Лене за прекрасные нескучношкольные "лекции"), самое приятное было то, что интересно было сразу после того, как я приехал на вокзал и вплоть до того, как меня встретели по приезду родители, и хоть с погодой нам не всегда везло, скучать нам не давали: и в холод, и в зной было весело, правда было жалко лошадок, а еда кстати была вкуснее в походе, а не на базе, в походе еда была божественной (спасибо гурману, Гуле). Советую всем поехать в Башкирию, свежий воздух, прекраснейшие виды и неплохии экскурсии. Вообщем я с огромной пользой провел время в прекрасном месте, с замечательными людьми и с умнейшими животными.

Филипп, 15 лет

 

Подкованные каникулы - это не просто лагерь, это мечта каждого любителя природы, лошадей и волшебных людей. Знаете ли вы, что сказку можно воплотить в настоящую жизнь? За одну смену Подкованных вы получите ответ на этот вопрос!
Для меня второй дом и вторая семья. Незабываемые воспоминания и каждый раз дикая тоска. Почему Подкованные? Здесь есть все для счастья...

Муся, 16 лет

 

Подкованные каникулы - это не просто конная программа, где обучают основам конной езды, это программа на которой получаешь удовольствие от общения, кормления и ухода за лошадьми. Это прекрасный лагерь для любителей лошадей, для тех, кто наслаждается времяпрепровождения с ними.

Я для себя открыла эту программу в 2009 году и после этого уже пять лет ездила туда. Каждый год получался очень насыщенный и не похожий на предыдущий.

Инструктора все молодые и заинтересованные.

В программе мне очень нравится вечерняя обстановка у костра и поход, где мы сами готовим, спим в палатках, ухаживаем за лошадьми.

Катя, 17 лет

 

Дни проведённые мной в этом лагере, это одни из самых счастливых дней моего общения с лошадьми, когда ты переходишь на коне реку, карабкаешься на нём на крутую гору, скачешь стремительным галопом по полю, плывёшь вместе с ним по реке вы с конём не два разных живых существа, а одно целое. Спасибо "Подкованным каникулам" за эти дни.

Ксюша, 12 лет

 

Подкованные каникулы были моей второй программой в Коллекции Приключений. Это был 2009 год, мне было 16 лет и я как многие девочки мечтала покататься на лошади. Но покататься не 5 минут, и даже не 15, а провести вместе с этими чудесными животными хотя бы 2 недели.

Что обычно пишут в отзывах?! Не знаю. Но я знаю кое-что другое.

Во-первых, Башкирия – это что-то потрясающее. Побывав там всего один раз – я влюбилась в это место: в природу, в горы, в погоду. Шатак особенно прекрасен. И там настолько красиво, что я хоть сейчас могу закрыть глаза и передо мной будет Башкирия.

 Во-вторых, это незабываемое ощущение "ноги колесом". До поездки на программу я думала, что это миф. оказалось, что нет. Это было даже забавно, покататься на лошади 20 минут, а потом ходить будто ты всё еще на лошади сидишь.
           В-третьих, это замечательные люди, которые тебя окружают. Чем хороша Башкирия - это просторами. Эти просторы дают ощущение спокойствия и расслабленности, а с другой стороны адреналина и чего-то нового.
            Я очень люблю лошадей, а также их и очень боюсь.  К концу программы страх не исчез, но я стала намного лучше понимать этих существ, намного.
Спасибо команде смелых девчонок, которые организовали всё это чудо и до сих пор осуществляют мечты многих!

Маша, 20 лет

Самая умная лошадь в истории

Конь, который цитировал Библию 

подробнее...
Самая умная лошадь в истории

Доктор Кей и его необыкновенный ученый конь Джим

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369509_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_4.jpg

Джим Кей  (Jim Key) – самая умная лошадь в истории, конь, воспитанный ветеринаром-самоучкой Уильямом Кеем. В это сложно поверить, но конь Джим умел читать, складывать слова с помощью карточек, знал цитаты из Библии, умел считать до тридцати, определять дни недели, пользоваться кассовым аппаратом и телефоном,  сортировать почту и даже участвовать в политических дебатах.

Вместе со своим учителем, доктором Кеем — бывшим рабом и ветераном Гражданской войны, — Джим стал звездой номер один в стране и дал начало движению за благополучие животных; лозунг движения — «Будь добр к животным» — нашёл отклик по всей стране.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369505_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_2.jpg

Воспитатель Джима, афроамериканец Уильям Кей, был рабом — он родился в 1833 году в тогда рабовладельческом штате Теннесси, США. Уже ребенком он проявил огромные способности к пониманию лошадей и общению с ними — используя при этом только ласку и терпение, не прибегая к насилию. Владелец Уильяма, видя необычные способности ребёнка, дал своему рабу хорошее образование, благодаря которому Уильям смог достигнуть успеха как предприниматель и ветеринар.

Уильям Кей был участником многих сражений Гражданской войны, после войны он вернулся назад в родной город Шелбивилль. Он отлично играл в покер, скопил большую сумму денег и вернувшись в Шелбивилль выкупил два с половиной акра земель своего рабовладельца. Здесь Кей организовал ветеринарную практику, госпиталь для лошадей, а также отель и ресторан.

Большую часть своего состояния доктор Кей заработал, продавая чудо-мазь «Кейстоун Линимент» собственного изобретения на передвижных медицинских представлениях.  Уильяму было уже 56 лет, когда в его хозяйстве появился жеребёнок, на которого доктор возлагал большие надежды. Уильям планировал получить лошадь выдающихся резвостных способностей от чистокровной арабской кобылы Лоретты (Lauretta) и жеребца Теннесси Волюнтера (Tennessee Voluntee), потомка великого родоначальника стандартбредной породы Гамблетониана.

 Жеребёнок родился очень слабым и нескладным. Кей планировал дать ему красивое имя библейского пророка, но этот «гадкий утёнок» был настолько страшным, что он назвал его просто Джимом - как местного жителя, вечно шатающегося от пьянства. Чтобы жеребёнку не было так обидно, он дал ему и свою фамилию. Так как Лоретта умерла, а её осиротевший жеребёнок постоянно надрывно кричал в конюшне, Уильям взял сироту в дом и начал лечить снадобьями собственного изготовления.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369502_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_1.jpg

Постепенно осиротевший жеребчик превратился в прекрасного гнедого коня. Джим стал помогать Уильяму в его передвижных медицинских представлениях и проявил себя как прекрасный актёр — он изображал хромого коня, который едва передвигался. Доктор Кей обрабатывал его своей мазью «Кейстоун Линимент», после чего конь сразу «выздоравливал».

К Уильяму и пришла неожиданная идея научить коня азбуке — он решил, что если лошадь в состоянии выучить букву «А», значит, она и в состоянии выучить весь алфавит. Семь лет доктор потратил на обучение коня чтению, составлению слов из карточек, математике. В своей работе доктор использовал лишь ласку, терпение и поощрение. Доктор Кей научил своего питомца определять время, дни недели, определять флаги разных стран, искать спрятанные предметы. Уильям стал показывать на своих выступлениях Джима, демонстрируя его уникальные способности. Пара быстро стала известной, шоу удивительной лошади стало невероятно популярным.

Способности Джима исследовали многочисленные эксперты; научной комиссией было проведено множество опытов, тестов, собраны свидетельства очевидцев — в результате всестороннего исследования был вынесено решение, что способности лошади не являются результатом обычной дрессировки, обмана или гипноза, а являются именно результатом образования.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369507_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_2.png

Многочисленные газетные заголовки привлекли внимание нью-йоркского мецената Альберта Р. Роджерса, который захотел купить Джима. Уильям Кей не хотел продавать уникального коня, но Роджерс был настойчив, и стороны пришли к соглашению, выгодному для всех: Роджерс выплатил за Джима 10.000 долларов, но доктор Кей по-прежнему оставался воспитателем коня.

Таким образом, Роджерс формально стал владельцем лошади, организовывая шоу-показы на лучших площадках и спонсируя переезды,  но для коня условия обучения и проживания не изменились и доктор Кей продолжал его обучение.

 Роджерс решил перевести двух Кеев в Нью-Йорк для презентации шоу и представлению их Обществу защиты животных. Для афиш имя коня стали указывать полностью — «Красавец Джим Кей». Троица переехали в роскошное поместье Роджерса в Нью-Джерси. Джим жил в роскошной конюшне, у него были личные конюх и коновод) и даже личный телохранитель — пёс Монах.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369508_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_3.jpg

Монах часто восседал на спине Джима, защищал его от назойливых репортёров и восторженных поклонников. Для Джима привозили сено и овёс высочайшего качества, вода для него специально очищалась, кроме того, конь получал подарки, письма и подношения со всей страны от поклонников. Дети писали Джиму восторженные письма, обещая всегда быть добрыми к животным.

Джордж Т. Анджелл, глава Массачусеттского Общества по Предотвращению Жестокости к Животным, после увиденного выступления коня провозгласил Красавца Джима Кея живым воплощением движения за гуманизм. Его отзыв был опубликован в журнале «Тime»: «Эта замечательная лошадь опровергла все теории, что животные имеют только инстинкты, и не умеют думать и рассуждать».

джим кей самая умная лошадь в истории 5 (700x480, 290Kb)

Джим выступал на лучших площадках, в театрах и мюзик-холлах страны. В 1904 году, на выставке в Сент-Луисе, он выступил перед Элис, дочерью президента Тедди Рузвельта. Когда Джима попросили написать её имя, он добавил к имени Элис Рузвельт имя её спутника — Николаса Лонгворта, написав на доске «Элис Рузвельт Лонгворт». Когда спустя два года Элис вышла замуж за Николаса, Джима провозгласили также конём-экстрасенсом.

После головокружительного успеха в 1906 году, Уильям и Джим Кей вернулись в Шелбивилль. У доктора Кея начались ревматические атаки. Уильям хотел дать коню отдохнуть и продолжить выступления через год. Доктор Кей умер через три года в возрасте 76 лет. В 1912 году, в возрасте 23 лет пал и Джим Кей. Спустя столетие продолжаются споры о том, действительно ли лошадь моглать делать все то, что делал конь Джим Кей.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369511_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_6.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369512_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_7.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/117/369/117369513_large_dzhim_key_samaya_umnaya_loshad_v_istorii_8.jpg

По материалам equilife.ru






Особый говор села Кага

...а вы знаете, что такое урыльник?!

подробнее...
Особый говор села Кага

Наша страна населена множеством народов и почти в любом регионе России имеется свой стиль речи. Село Кага особенно богато на особенные, очень необычные, словечки.

Вот такой "небольшой" список слов, которые практически нигде, кроме Каги, Вы не услышите:

Берёзки – имеется ввиду кладбище села, на котором растут берёзы. (на том свете).
Божни́ца – святой угол с иконами.
Бо́ров – место на печи.
Броди́ть – вылавливать ложкой мясо из щей. «Никто не имел права бродить».
Буза́ – поднять бузу значит ссориться, поднять шум, скандалить.
Веретёшка – веретено.
Води́ться – нянчить чьих-либо детей.
Волоку́ша – несколько молодые деревьев, срубленных и связанных между собой, на ветках которых перевозят стог.
Дли – возле.
Доро́жить – выделывать ремни.
Ела́нский – житель Елани (район села Кага, гора Елань).
Жи́га – говорят ребёнку, чтобы не трогал горячее или острое.
Загорбо́к – загривок.
Загоро́дка – отгороженное место на дворе под крышей и под поветью, в котором летом держат скот. То же, что ПОД САРАЙ.
За́мостний – житель Замоста (район села Кага – Замост).
Ишшо́ – ещё.
Кала́бушек – пасхальная выпечка с крестом из теста. В Каге калабушек называют пасхой.
Каля́кать – говорить.
Карава́йчики – маленькие пирожки с начинкой, выложенные горкой в высокой посуде.
Кацаве́йка – верхняя одежда, в которой ходят по хозяйству.
Кильди́м – бардак.
Клёпушка – деревянная пуговица в виде заточенной посередине палочки.
Ко́льчики – то же, что серьги.
Коробу́шка – плетёный короб для перевозки снега.
Кошере́ка – 1) девочка, девушка; 2) Неуклюжая девушка, растеряха, растяпа.
Кружави́нка – ягодная полянка.
Кузьми́шки – осенний праздник, день памяти Космы и Дамиана. Посиделки, на которых вместе делали пельмени.
Кула́га – кисель из ржаной муки и ягод. Бытовала даже такая поговорка: «поехали в Кагу хлебать кулагу». От этого кагинцев называют «кулажники»
Курмы́ш – округ, околоток в селе, несколько соседних дворов.
Кы́лки – хвоя.
Лагу́н– бочонок из-под дёгтя. Лагуны? – кагинский праздник, на который жгут костры по окрестным горам под Пасху.
Липо́вка – ёмкость, в которую сеяли муку.
Маше́рить – короб для отмывания золота.
Ми́лостинка – пироги, одежда, которые раздают на помин.
Моги́льник – кладбище.
Мост – двор, крытый досками.
Музо́ль – мозоль.
Набузава́ть – набить, побить кого-либо.
Нарабо́тать – натворить.
Натюря́шить – 1) накрошить; 2) насорить.
Науча́ться – учиться.
Нежо́на – 1) неженка (о человеке); 2) сладкая сдоба, похожая на кулич, готовится на праздники.
Немтова́ть – общаться языком жестов.
Обжиля́ться – обжечься (о крапиву).
Облы́жно – безосновательно.
Обыдёнкой – за один день.
Охлопота́ть – выпросить, попросить.
Още́риваться – смеяться.
Пашке́дник – блюдо из картошки, мяса (или грибов) сверху закрытое тонкой лепёшкой из пресного теста, готовится в русской печи.
Передо́вка – передняя часть телеги.
Пересужда́ть – обсуждать, пересказывать, сплетничать.
Печу́рок – специально выложенные в русской печи отверстия, где сушатся варежки.
Плеши́нка – каменистая гора в центральной части Каги, на которой почти ничего не растёт.
Плю́шка – 1) род выпечки; 2) медлительная женщина.
Пове́ть – место под крышей хлева, куда складывают на хранение сено.
Поголёнок – верхняя часть носка, отрезанная для того, чтобы довязать нижнюю часть.
Подкуси́ть – поддеть, обидеть, уколоть словом.
По́долка – чердак.
Подуха́жущий – соцработник, помогающий старикам.
Поко́ить – ухаживать за стариком вплоть до его смерти.
Полуби́нник – дерево, с которого ободрали лыко.
Полу́торник – полуторагодовалый телёнок.
Поля́шка – полянка.
По́ползнем – ползком.
Постова́ть – поститься.
Пресну́шки – сдобное домашнее печенье.
Примере́ть – умереть.
Присы́пка – лепёшка, сладкая булочка.
Проу́лочек – место позади печи, где обычно вешают рабочую одежду.
Пу́жала – ряженые на свадьбе.
Пучня́ – десять лычин, перегнутых пополам и связанных.
Пучнялы́к – огненный шар с распушённым хвостом, огненный змей, в образе которого покойник является к тому, кто о нём сильно тоскует, чёрт.
Разбира́ться – раздеваться.
Ра́нешний – старинный.
Рехмуты́ – старая, поношенная одежда.
Роди́тели – дни, в которые поминают умерших: вторник Фоминой недели, Троица. Весенние родители, Поздние родители.
Ро́занцы – свадебная выпечка, хворост.
Рошмома́ха – расточительный, нехозяйственный человек.
Саба́н – плуг.
Скалы́ – род весов.
Смёртный – мёртвый.
Станови́нка – женская нижняя рубаха.
Сыта́ – поминальный напиток.
Твори́ло – дверца в подполье.
Турну́ть – прогнать.
Тыры́кать - исполнять голосом частушечные наигрыши, если нет гармони.
Уклюща́тель – выключатель.
Упоко́ить – довести до смерти.
Уры́льник – умывальник.
Усмя́гавать – петь верхний голос.
Усь, уззы́ – восклицания, так говорят споткнувшись или упав.
Уська́жный – житель Усть-Каги (район устья Каги).
Ути́рка – полотенце для рук.
Хворо́ба – болезнь.
Хо́ня – размазня, неумеха.
Хромылят́ь – хромать.
Це́нтровский – житель центральной части села Кага.
Ча́лить – носить, таскать что-то.
Ча́пельник – приспособление для того, чтобы поставить сковороду в русскую печь.
Черемо́шник – срубленная черёмуха, прутья, заготовленные для плетения коробу?шек.
Чёсанки – валенки с галошами.
Чита́льщица – женщина, которая читает над покойным.
Чуба́хать – мочить, окунать что-то в воде.
Чула́нчик – кухня.
Чу́ни –короткие валенки, в которых ходят по дому.
Чури́ть – сочиться, течь.
Шалопу́тный – легкомысленный человек.
Шара́бора – тряпки, вещи, которые хранятся в сундуке.
Шти́ – щи.

История села Кага

со времен Демидова до наших дней

 

подробнее...
История села Кага

Точную дату возникновения села узнать сейчас, конечно, невозможно. Официальной датой поселения людей считается 1740 год, что и отмечено на памятной стеле, у въезда в Кагу. Существует несколько легенд, связанных с возникновением названия села.

По одной из них когда-то пришли в эти места первые люди, и поразились они красоте здешних мест. Величаво несла свои белые воды широкая река. В неё впадала бойкая, шустренькая речушка с кристально чистой водой. Вышли люди на берег этой речушки, чтобы отдохнуть и попить свежей водицы, а заодно и полюбоваться на красоту здешних мест. А с водной глади, навстречу им, поднялась огромная стая диких, белых гусей. Они шумно хлопали крыльями и громко кричали «га-га, га-га». Отсюда и пошло название этого места, изменившись впоследствии на более благозвучное - Кага.

По другой версии Кага расшифровывается как Колония Административно-государственных арестантов. Об этом говорит даже название места в селе - "Итап". Там, возможно, было место стоянки, отдыха заключённых. Вот такие существуют легенды.

Хотя точная дата поселения здесь неизвестна, зато известно, когда был построен Кагинский завод. Указ на постройку Кагинского завода был выдан Е.Н. Демидову 5 октября 1769 года, в этом же году началась ковка чугуна. Завод был построен на реке Кага, левом притоке реки Белой, на земле башкир Тамьянской и Тангаурской волостей и запущен в том же году. Кагинский молотовый завод переделывал чугун, поступавший с Верхнего Авзяно-Петровского завода.

Плотина Кагинского завода имела длину 87 саженей (125 метров), в ширину 13 саженей (27,7 метра) в высоту 11 аршин (7,8 метра). При полном скопе воды глубина пруда достигала 6 аршин (4,26 метра), а в обычное время не превышала 1-3 аршина (0,71-2,13 метра.) Разлив пруда доходил до 1,5 версты (1,6 километра), таким образом, гидротехнический потенциал завода невелик. При плотине находились две деревянные молотовые фабрики, в одной из них было установлено 6 горнов и 3 молота, в другой - 4 горна и 2 молота, которые действовали от 15 цилиндрических деревянных мехов. В одном горнев неделю выковывалось от 70 до 80 пудов (1120-1280 килограмм) железа. Горн и молот обслуживали одну смену один мастер, один подмастерье и один работник.

Рядом с молотовыми фабриками располагались пильная мельница на четырёх рамах, кузница с шестью горнами, слесарная, меховая, плотничный сарай, амбары и сараи для хранения железа, чугуна, дёгтя, караульные избы, хлебный магазин, деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца, заводская контора и господский двор. (По сведениям Н.М. Кулбахтина.)

Со строительством в 1777 году Узянского доменно-молотового завода на Кагинский завод стали возить и узянский чугун.

По сведениям Г.Ф. и З.И. Гудковых, известный уфимский старожил, служивший секретарём Оренбургского гражданского суда, М.С. Ребелинский записал в своём "Дневнике", что 6 октября 1794 года он выехал в Кагинский завод Ивана Демидова, 15 октября присутствовал при "освящении церкви... и во время оной церемонии была пушечная пальба. После того народные угощения и обед, на коем припасено было говядины 40 пудов (640 килограмм), баранины 10 пудов (160 килограмм), пирогов 2125, вина 43, пива 280 вёдер, и крестьяне пили весь день". Речь шла в данном отрывке о первой деревянной церкви Иоанна Богослова, которая находилась в районе Замоста.

Особый интерес вызывает огромная конюшня на 150 стойл. В начале XIX века было 137 обывательских домов, где проживало 407 душ мужского и 257 душ женского пола, всего 664, в среднем 4,8 человека в доме, заводских крестьян и 1755 душ мужского пола приписных крестьян, всего 2419 крестьян.

Евдоким Никитович Демидов умер в 1782 году. Владельцем Кагинского и Узянского заводов после его смерти стал сын Иван.

Первые приписки крестьян к горным заводам были до 1721 года только на казённых заводах и на заводах Никиты Демидовича Демидова, а позже и на других частных заводах. Крестьяне приписывались целыми волостями, как и на Демидовских заводах, часто очень далеко расположенными от заводов.

Например, к Авзяно-Петровским, Кагинскому и Узянским заводам Демидовых были приписаны крестьяне, проживающие в Казанской губернии, поэтому им приходилось добираться из своих сёл до заводов, проходя пешком по 300-600 вёрст.

Приписные крестьяне должны были отрабатывать на заводах оброчные и подушные деньги строго в установленном порядке. Получали же они на заводах такие мизерные платы, что им недостаточно было даже на пропитание. Для приписных это была настоящая каторга, волнения на заводах почти не прекращались.

В конце XVIII века возник вопрос о замене приписных крестьян непременными работниками. Такой закон о замене приписных на всех горных заводах империи был утверждён 9 ноября 1800 года. По этому указу предполагалось укомплектовать заводы "единожды и навсегда" из приписных крестьян "непременными мастеровыми" из расчёта с каждой тысячи душ по 58 горных работников старше 40 лет. Замену предусматривалось осуществить за 4 года. Но затем по указу 15 марта 1807 года этот срок был продлён: на частных заводах до 1 мая 1813 года и на казённых до 1 мая 1814 года. Выбор в непременные работы предоставлялся крестьянам. Все прочие приписные навсегда освобождались от заводских работ, оставаясь в разряде государственных крестьян. Теперь заводчики должны были сами платить подати за работников.

"Непременным работникам была определена заработная плата в 20 рублей в год, им выдавались также 25 рублей на ремонт, предусматривалось хлебное довольствие для жён и детей, предоставлялся покос...

В связи с невозможность обеспечить казённые заводы необходимым количеством непременных работников, было разрешено использовать для этой цели рекрутский набор из бывших приписных крестьян, а на частных предприятиях - покупать крестьян к заводам по 58 душ с 1000 душ мужского пола".

Крепостники-заводчики как только могли воспротивились этому закону, поэтому проведение этой реформы сильно задерживалось.

Иван Евдокимович Демидов освободил приписных крестьян с Кагинского и Узянского заводов в 1810 году.

Тогда же он, обращаясь в Горное правление, просил на его заводы прислать рекрут, но горное начальство отвечало, что удовлетворить его просьбу не может, так как на все заводы сразу дать людей невозможно.

Из всех Демидовских заводов лишь Кагинский завод имел госпиталь на 8 коек, где работал "вольно-практикующий лекарь".

26 мая 1774 года Кагинский завод был сожжён повстанцами. Разрушения были настолько велики, что "без показания совсем узнать не можно, где какое строительство находилось". После Крестьянской войны завод быстро восстановили и в октябре 1775 года пустили в действие. В последней четверти XVIII века производство железа колебалось в пределах 25-50 тысяч пудов (400-800 тонн) в год. Лишь в 1781 и 1782 годах, как и на Авзяно-Петровских заводах был резкий сбой производства, когда производительность упала до 3-5 тысяч пудов (48-80 тонн) железа в год. Вместе с Узянским они производили в 1797 году 76978, в 1798 году - 100214, в 1799 году - 111258 пудов железа в год.

Кагинский завод после многократной смены владельцев оказался в руках Ивана Асафьевича Татаринова.

Иван Асафьевич вместе со шведским инженером В.В.Мюнцингом построил в Кагинском заводе домну и гвоздарную фабрику, затем уже один строил школу, больницу, амбулаторию, клуб для рабочих. Особенно много внимания он уделял организации школы и клуба для рабочих.

Торговый дом "Вогау и К" в 1882 году покупает с торгов Кагинский округ, в который входили Кагинский и Узянский заводы с 22545 десятинами земли.

После длительной остановки в 1884 году был вновь пущен Кагинский завод, на котором также были вновь построены доменная печь и гвоздарно-волочильная фабрика. Кагинский завод был остановлен в годы кризиса (1903-1904).

12 июля 1911 года на Кагинском заводе возник пожар по вине столяра, жившего недалеко от церкви. Он варил во дворе дома олифу, кипящяя масса выплеснулась на стружки, и всё строение моментально охватил огонь. Лето стояло жаркое, засушливое, а день оказался ветреным. Огонь перескакивал с дома на дом, с улицы на улицу. За считанные минуты выгорали целые районы села: Центр, Замост, Елань, Устькага, Итап. Люди вставали на пути огня с иконами, надеясь таким образом остановить пожар. Женщины, ребятишки, старики, домашняя живность собрались возле реки, спасаясь от огня. Но загорелась плотина на кагинском пруду и её прорвало. Огромный вал воды хлынул на жавшихся по берегам реки испуганных людей... Бог знает, сколько десятков или сотен жизней унесла вода. По реке плыли трупы скотины, людей, сундуки со скарбом.

Завод решили не восстанавливать. Население стало разъезжаться. Очень много народа уехало из Каги в Белорецк и с. Селивановка под Магнитогорском.

От наводнения Кагинский завод тоже страдал дважды. 8 мая 1862 года сильные снега, а затем ливни при высокой температуре переполнили кагинский пруд и затопили заводскую площадь. Вода смыла магазин с чугуном и разными вещами, снесла пожарную избу, размыла несколько сот тысяч кирпичей, повредила сливной мост и мукомольную мельницу. Наводнение принесло убытки более чем на 20 тысяч рублей. Из людей никто не погиб. Второе наводнение произошло во время пожара 1911 года, как уже писалось выше.

Никольский храм почти не пострадал от пожара 1911 года. Храм успешно действовал до 30-х годов двадцатого столетия. Последний кагинский священник Иван Александрович Марсов был арестован в 1933 году и умер в тюрьме г. Уфы. До 1938 года разорённая церковь пустовала, а затем до 1941 года там была изба-читальня, с 1941 по 1955 годы здание церкви использовали под зернохранилище. Затем был произведён капитальный ремонт и здание церкви стало использоваться под сельский клуб, который в 1968 году преобразован в сельский Дом культуры, в котором заведовал Лисовский Иван Антоновичю Его страниями здание церкви было сохранено. Сохранились даже уникальные фрески на куполе церкви. И.А. Лисовский увлекался историей села, собрал множество документов и воспоминаний. Он также основал музей и комнату "Боевой славы" села Кага. В июне 1998 года по настоянию жителей села, при поддержке Благочинного 6-го округа о. Александра (Данилова) в Каге образован приход. Старостой прихода избрана Андриянова Л.П.. 1 июля 1999 года здание Свято-Никольского храма было возвращено верующим. Первым оформителем прихода назначен священник Петро-Павловского храма п. Верхний Авзян о. Валерий (Макаров). В настоящее время восстановлен придел Петра и Павла, и там ведутся молебны. Чтобы восстановить остальную часть здания до первоначального состояния, нужны большие деньги.

Второй исторической достопримечательностью села является святой источник Сажелка. Откуда произошло это название сейчас установить трудно. По одной версии рядом с источником были угольные печи, где делали берёзовый уголь для завода. Ну, а где уголь, там и "сажа". По второй версии недалеко от источника были разбиты опытные поля, где разводились растения, "сажали" новый сорта деревьев и кустарников.

Существует такая легенда. Как давно это было никто не знает. Однажды летом на Кагу обрушилась страшная засуха: пересохли все источники, ручьи и колодцы. От речки остался маленький мутный ручеёк. Вместе с засухой пришла страшная, неведомая болезнь. Люди умирали внезапно там, где их настигла смерть - дома, на улице, в поле, в лесу. Бывало, что за ночь умирала вся семья. Люди не успевали делать гробы, копать могилы, хоронить по христианскому обычаю. И тогда вырыли на кладбище огромную могилу, в неё свозили всех умерших. А болезнь всё свирепствовала. Тогда собрались оставшиеся жители села на сход под набат церковного колокола. Горячо молились они, прося у Бога прощения и помощи - болезнь косила безжалостной косой всех подряд, а засуха сжигала всё живое вокруг: деревья, траву, скот... Просили они о помощи и поминали уже погибших. И вдруг из склона горы, на которой находилось кладбище, забил источник с чистейшей, холодной и вкусной водой. Стали люди пить воду из этого источника, окроплять ей свои жилища и скот. И с этого дня в селе от неведомой болезни не умерло ни одного человека. Дали тогда люди в знак благодарности обет Богу и всем погибшим каждый год в этот день (21 августа) приходить на кладбище к святому источнику, служить молебен Богу и поминать всех умерших. Праздник этот так и называется Обещанный. Над святым источником возвели часовенку, но в годы сталинских репрессий её разрушили. Но про праздник не забывают и сейчас.

В 1997 году по настоянию жителей села и при поддержке мэра Каги Андриянова И.Н. над святым источником снова построили часовенку. 21 августа 1997 года при стечении народа священнослужители Белорецкой церкви о. Борис (Аксёнов) и о. Михаил (Фёдоров) отслужили молебен и снова освятили источник.

С праздником Обещанный связана ещё одна легенда. По преданию, очень давно жил в Каге один мужичок. Странный это был человек, нелюдимый, всегда смотрящий исподлобья, плешивый и неженатый. В церковь он никогда не ходил, и лба не крестил. Он мог "испортить" (сглазить) скотину, и даже наслать хворь на людей. Одно слово - колдун. В общем, когда он умер, люди вздохнули с облегчением. Но не тут-то было! Стали люди умирать по непонятным причинам: один, второй, десятый, двадцатый... И пополз по селу слух - видели, дескать, ночью покойного колдуна, что бродит он по селу. К какому дому подойдёт, да в окно посмотрит - там наутро покойник, а то и два. И молились люди, и святой водой кропили, и заговоры читали - ничего не помогает. Собрались тогда мужики и пошли на кладбище. Раскопали они могилу колдуна, открыли гроб, а колдун лежит с открытыми глазами и усмехается. Страшно стало мужикам, но нашёлся среди них посмелее, взял топор и забил осиновый кол прямо в сердце колдуна. С тех пор и прекратился мор, а люди дали обещание поминать всех умерших 21 августа каждого года.

В настоящее время в Каге проживает 964 человека. В селе имеется школа, состоящая из двух корпусов (деревянная школа для первоклассников и кирпичная для 2-11 классов), амбулатория, почтовое отделение, несколько магазинов. Почти вся молодёжь, оканчивая школу, уезжает из Каги в соседние города: Белорецк, Магнитогорск, Челябинск, Уфа... Многие дома куплены горожанами под дачи. В Каге активно развивается туризм, экотуризм.

 

Материал взят с сайта http://www.selokaga.ru

 

Данные об энцефалите в Башкирии

от Роспотребнадзора за 2014 год

подробнее...
Данные об энцефалите в Башкирии

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан сообщает, что по состоянию на 09.07.2014 г. в лечебно-профилактические организации республики обратились 8533 человека (2013 г. – 9546) пострадавших от укусов клещей, из них 33,4% – дети.
Иммуноглобулинопрофилактику получили 30,4% обратившихся, в том числе 77,5% детей.
В лабораториях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» с 01.04.2014 г. исследовано 6688 клещей, из них 339 инфицированы вирусом клещевого энцефалита – 5,1% (2013 г. ‑ 5,7%). Исследовано на наличие возбудителей иксодового боррелиоза – 1464 клеща, боррелии обнаружены в 290 клещах, процент зараженности составил 19,8%.
За 6 месяцев текущего года зарегистрировано 14 случаев заболевания клещевым вирусным энцефалитом, за аналогичный период 2013 г. – 16.

Подробнее - на сайте Роспотребнадзора республики Башкортостан

 

На нашей программе за последние 6 лет мы не встретили ни одного клеща. 3 случая укусов единственный раз были в 2008 году, когда программа проходила на другой базе. В целях минимизации рисков мы обязательно обрабатываем одежду участников, в которой они ходят в лес и занимаются верхом, специальным противоклещевым составом.

Если же все-таки кому-то не повезет и его укусит клещ, мы немедленно свяжемся с его родителями и, при их согласии, сделаем участнику профилактический укол иммуноглобулина.

Подробнее об энцефалите и методах его профилактики - на сайте Роспотребнадзора

 

Что такое Natural Horsemanship

основы взаимодействия с лошадью

подробнее...
Что такое Natural Horsemanship

Движение под названием Natural Horsemanship появилось не так давно, в 80-х годах ХХ века в США. Выросло оно из нового взгляда на езду в стиле вестерн, когда люди заинтересовались обучением лошадей на основе их психологии, а не принуждения, а потом, по мере своего развития, перенеслось и на другие виды езды. Благодаря потрясающим результатам, которых достигали последователи этого течения, оно быстро распространилось по Штатам, а потом вышло за их пределы. Сейчас оно достигло и России, у нас название этого течения переводят как Натуральные или Естественные Отношения.

На самом деле, принципы НХ не новы, они встречаются еще в трудах Ксенофонта и Аристотеля и использовались конниками на протяжении столетий для успешного обучения лошадей без сопротивления. Каждый может и из личного опыта привести примеры тренеров, с которыми лошади охотно сотрудничали, которые подходили к решению проблем с позиций психологии, а не силы, и которые уделяли время простому общению с лошадью, построению с ней доверительных отношений. Однако именно в недавнее время эти знания и умения были систематизированы, подкреплены исследованиями и стали преподаваться не вскользь, по мере обучения спортивным дисциплинам, а как отдельное направление, позволяющее создать базу, сформировать образ мышления и способ общения человека и лошади - а уже на эту основу каждый может в дальнейшем надстраивать обучение какой угодно дисциплине.

Основные принципы Natural Horsemanship (НХ).

1. НХ - это подход, а не вид спорта. Неправильно было бы считать, что НХ не годится для конкура или выездки, потому что в статьях по НХ не описываются приемы обучения этим видам спорта. НХ формирует мышление, с помощью которого вы сможете сформировать любую программу обучения лошади чему угодно.

2. Общение с лошадью, выполнение лошадью каких угодно команд, обучение строится не на принуждении, а на доброй воле. Лошадь слушается вас не потому, что боится, а потому что она ХОЧЕТ слушаться вас и выполнять ваши указания. Сопротивление со стороны лошади указывает на то, что вы попросили неправильно.

3. Отношения с лошадью строятся на основе лидерства. Вы являетесь лидером для вашей лошади, именно поэтому она выполняет вашу волю.

4. Лошадь должна быть безопасной. Прежде, чем начинать развитие движений и обучение спортивным дисциплинам, лошадь нужно научить: не кусаться, не отбивать ногами, не толкать человека при хождении в поводу и не тянуть его за собой, не пугаться незнакомых звуков или предметов и т.д. Также ее нужно научить уважать команды человека и быть готовой послушаться, вне зависимости от того, какое снаряжение на ней надето и надето ли вообще.

5. Обучение основано на своевременном снятии давления. Создавая дискомфорт своей командой, мы должны сразу же снять его, как только лошадь начала правильно отвечать на команду, создавая комфорт - именно это и покажет лошади, что она совершила правильное действие. Психологи называют это отрицательным подкреплением. Это является достаточным поощрением для лошади, потому что в общении друг с другом они используют те же принципы. Однако обучение будет более позитивным и веселым, если отрицательное подкрепление вы будете дополнять положительным - похвалой за правильные действия. Это может быть поглаживание, почесывание или одобрительные интонации в голосе непосредственно после выполнения правильного действия.

6. Не бывает плохих, наглых или злых лошадей. Бывают недостаточно воспитанные лошади. Поведение лошади формируется под воздействием определенного опыта, связанного с людьми, поэтому если лошадь ведет себя каким-то нежелательным образом, это означает, что ей это в свое время не объяснили, что нужно вести себя по-другому. Попытаться объяснить это никогда не поздно!

7. Для того, чтобы обучать лошадь по принципам НХ, совсем не обязательно проходить какие-то курсы или получать разряды. Существуют тренера, работающие по этой системе, которые могут сделать обучение намного более легким и быстрым, но вообще говоря, сделать это может каждый.

8. НХ подходит для любой лошади независимо от возраста, пола, породы, роста, экстерьера итд. Однако НХ подходит не всем людям. Человек должен быть готов много работать над собой, над способом подачи команд, своевременностью снятия давления, он должен быть настроен позитивно и целеустремленно, не искать коротких путей, копирующих лишь внешнюю сторону.

9. При обучении лошади по системе НХ прогресс становится заметным с первого же занятия. Обучив лошадь всего лишь одному упражнению, вы заметите положительный эффект даже в том поведении, над которым не работали.

10. Обучение должно быть интересным и человеку, и лошади. Пат Парелли, известный НХ-тренер, называет это обучением в игре. Это не означает, что лошадь не дожна выполнять команд, если ей не интересно, но человек должен стараться разнообразить обстановку и искать способы как можно более позитивно и интересно донести до лошади желаемое. Например, обучение уступчивости и вежливости в руках очень эффективно проводить во время прогулки на природе, когда ваши команды будут понятнее лошади по ситуации - допустим, вас нужно пропустить первым за поворот, убрав с вашего пути плечо. Лошади намного охотнее сотрудничают, когда понимают смысл команды, чем когда это просто упражнение ради упражнения. "Обучение в игре" предполагает также позитивный настрой со стороны человека. Он не должен злиться или обижаться на лошадь. Если лошадь не выполняет команды, значит нужно найти другой способ объяснить ей "правила игры" - вот и все.

11. БольшАя часть обучения проводится на земле. Успешные занятия на земле - залог плодотворной работы под седлом.

12. Обучение по системе НХ не требует выделения отдельного времени, это система общения с лошадью всякий раз, как вы это делаете - чистите, кормите, седлаете, ездите и т.д. На этапе, когда человеку самому нужно освоиться с подачей команд, можно уделять этим упражнениям 10-15 минут от занятия с лошадью.

13. НХ - это прежде всего работа над собой. Человек учится правильно подавать команды, вовремя поощрять правильные ответы, понимать поведение и психологию лошади, чтобы обучение протекало легко, интересно и не вызывало у нее сопротивления. Для лошадей все это вполне естественно и привычно, потому что они так общаются друг с другом. Занятия по системе НХ просто обучают их таким же образом общаться и с человеком.

выдержка из статьи на сайте http://filly.msk.ru

Педагогика поддержки

на чем основано наше взаимодействие с детьми

подробнее...
Педагогика поддержки

Педагогика поддержки - так назвал Олег Семенович  Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их.  Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. В деятельности многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая.         У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача - помочь ребёнку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педподдержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с ребёнком, к нескольким тактикам - «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».

Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.

Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педподдержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.

Кредо тактики «содействия» - ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.

Кредо тактики «взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью Ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора. Педагог через процедуры, связанные с договором, создает условия овладения ребёнком логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. В этом и проявляется его «свободоспособность» - качество, которое О.С.Газман называл ключевым в построении себя как автора и хозяина своей судьбы.

 

Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.

«Педагогика поддержки» в своё время была провозглашена едва ли не лучшей командой специалистов по воспитанию, наследников самой сильной из воспитательных практик советской эпохи.

Олег Семенович Газман и команда его единомышленников многие годы были ядром педагогического коллектива лагеря «Орленок» - неофициального всесоюзного центра распространения «коммунарства», «методики коллективных творческих дел».   Можно сказать что «педагогика поддержки» в России началась с того, что «мастера воспитания», мастера организации коллективной жизнедеятельности детей взбунтовались против собственного мастерства.

В конце восьмидесятых годов, как раз тогда, когда дело их жизни получило всеобщее признание - Олег Газман и его соратники резко оттолкнулись от него. Они решили, что у «коммунарства» - да и вообще у любой организационно-коллективной практики - есть свои ограничения. Что для формирования «свободоспособности» человека, его ответственности перед собственной судьбой, привычки образовывать себя и становиться самим собой, требуются какие-то принципиально иные ходы.

И ход этот в логике педподдержки - совместное с ребёнком проживание его проблемной ситуации со всё уменьшающимся проявлением активности со стороны педагога и возрастающей активностью самого ребёнка; с помощью ему в освоении собственных, им самим находимых конструктивных выходов из жизненных противоречий. И тогда ситуация напряжения становится образовательной ситуацией - направляя своё сознание на её анализ и на проектирование деятельности по преодолению трудностей, ребёнок взрослеет. На каком-то этапе педагог уже предлагает ребёнку побыть один на один со своей проблемой и принять на себя ответственность за её разрешение.

Педподдержка исходит из понимания того, что ребёнок способен к самообразованию и к самостоятельному решению любых задач, стоящих перед ним.  Её кредо - помочь ребёнку стать хозяином своей судьбы. Для этого важно осознать и принять ответственность за самого себя, уметь слышать свои «хочу» и учиться преодолевать препятствия на пути к реализации себя.

В основе такого рода педагогической деятельности лежат принципы философии, центрированной на ребёнке, - вера в способность ребёнка направлять свой собственный рост, понимать собственное Я; учёт феноменального опыта ребёнка и уважительное к нему отношение.

Карл Роджерс (в работе «Client-centered therapy») описал условия, облегчающие реализацию внутренних источников роста ребёнка:

а) естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;

б) тёплая забота и принятие ребёнка таким, какой он есть, уважение к ребёнку как к личности, заслуживающей внимания;

в) эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на ребёнка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром чувственного опыта ребёнка.

Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребёнок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей). Можно сформулировать следующую закономерность: «Поддержка обнаруживает себя в ситуации реальной проблемы ребёнка, которую педагог увидел и при этом осознал своё желание (необходимость) помочь ему».

Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребёнка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта затруднения у конкретного ребёнка, но и понять, как тот сам его видит, понимает, чувствует.

отрывок из статьи "Четыре тактики педагогики поддержки" Н.Касициной, Н. Михайловой, С. Юсфина)

 

Более подробно ознакомиться с Педагогикой поддержки и ее инструментарием можно:

в статье Андрея Русакова «Педагогика поддержки и Педагогика заботы. Лаборатория Олега Газмана»
и в книге  «Педагогика поддержки: учебно-метадическое пособие» Михайлова Н.Н., Юсфин С.М.